Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

9 февраля в храме преп. Сергия Радонежского на Ходынском поле прошла презентация проекта «Антология поискового рассказа»

9 февраля в храме преп. Сергия Радонежского на Ходынском поле прошла презентация проекта «Антология поискового рассказа». В гости к нам приехали организаторы проекта – благотворительный фонд «Солдатский храм» и Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, и его авторы – поисковики.

В рамках серии за полтора года вышло три книги. Они объединили множество людей по всей России – тех самых поисковиков, которые наконец-то получили возможность самостоятельно рассказать о своей работе, о своих мыслях, переживаниях и чаяниях.

Ответ на вопрос «Что такое Поиск погибших за Родину солдат?» и объединил в тот день неравнодушных. Многие из них – наши прихожане.

Об этом дне – в заметках журналиста из г. Иваново Ирины Смирновой.

   ДУША В СОЛДАТСКОМ ХРАМЕ

    Однажды знакомый издатель сказал: «А бывают книги, в которые отчего-то не хочется и «заходить». Как точно! Ведь чтобы «зайти», нужно почувствовать, что она твоя, нужна тебе. И открывает ту самую «дверь» в твою книгу не только мимолетный взгляд на обложку или заинтересовавшая фотография. А что-то малообъяснимое, интуитивное.

Еще даже не подержав в руках книги «Душа солдата», ехала на ее презентацию в Москву и знала: книга нужна мне. Но была готова вступить в спор с теми, кто заранее внес ее в реестр «книга не для всех».

Поисковики пишут рассказы давно. С самого начала поискового движения, больше 30 лет. Ведь молчать после таких эмоциональных потрясений, которые выпадают тем, кто идет по следам войны, невозможно.

Те, кто вкапывался в землю и вынимал по косточке останки убитого солдата из воронки, разбирал по буковке неровные карандашные записи из смертного медальона или вырезанные на солдатской ложке имена, и, сидя в старом окопе, пытался выстроить версию боя – не молчат о войне. Одни из них рассказывают об этом. Другие — пишут. Вторых не очень много. Говорят, к писательству тяготеют гуманитарные души с особой психофизикой. Возможно. Но темой происхождения поискового творчества когда-нибудь отдельно займутся литературоведы.

Имена многих современных авторов-поисковиков известны, некоторые даже издают собственные книги. А существовало ли в первые годы этого мощного патриотического движения такое понятие, как «антология поискового рассказа»? Видимо, нет.

Сегодня у меня уже две книги из этой серии. Одну, «Дом», с дарственной надписью, подарил в 2018 году друг-поисковик Гена Арбузов прямо на вахте – он был очень рад, что и его творение вошло в издание. А вторую недавно подарил человек, который и придумал антологию, а также страницу «Солдатский храм» в соцести и сам конкурс поискового рассказа.

Презентация книги продолжалась три часа. Никто не устал, зрители не уходили, вопреки заложенному лимиту на публичное мероприятие. Получается, что я была права – книга оказалась как раз «для всех», не только для поисковиков. Москвичи «тратили» свой воскресный выходной на эту встречу добровольно. Удивляло, что мамы и папы даже не усмиряют свои мальчишек, а те слушают рассказы взрослых дяденек про финскую войну, смертный медальон или изобретение автомата ППС.

Поисковик Евгений Беляков увлек детей и взрослых конкурсом на знание военной истории. Но, рассказывая о конструкторе ППС Алексее Судаеве, даже не намекнул, что это он о нем написал в книге. Известный поисковик, а также автор рассказов (недавно в серии «Антология поискового рассказа» вышла его книга «Финская война) Игорь Рыбушкин и его друг Владимир Уткин всю ночь ехали в Москву из Питера Они привезли уникальную коллекцию поисковых находок – почти все подержали в руках солдатские котелки, ложки, читали выцарапанные на них имена погибших. Когда говорят о далекой войне громкими словами – не задевает, когда дают в руки солдатскую каску с дыркой от пули – можно молчать. А еще лучше – читать книги. Такие.

Геннадий Арбузов спел свою песню под гитару о войне и поисковиках, вручил каждому пакетик с хлебной крошкой в 30 граммов – дневная норма солдат окруженной 2-й ударной армии. Все потом куда-то тихо спрятали эти пакетики… У Гены в новой книге два рассказа. Один – юмористический, что еще раз подтверждает: в поисковой теме есть место для любого жанра, а не только для «чистой» публицистики, «фэнтези» или реалистического рассказа.

Поисковик из Калужской области Роман Тимофеев в самой настоящей форме времен войны читает рассказ из первой книги «Антологии», «Дом». Этот рассказ — от имени солдата, который в бою остался один… Как страшно умереть, но смерть уже кажется избавлением от всего невыносимого. И парень встает с колен в полный рост перед врагом и смертью…

В зале мы сидели рядом, и я видела, как потом к Роману подходили мужчины и жали ему руку.

А спецназовец, капитан Евгений Григорьев, прочитав книгу «Дом», попросился в отряд поисковиков. Такое сильное впечатление произвели на него рассказы! И на первой своей вахте он нашел четырех бойцов. И хотя медальоны их были пусты, капитан понял, что обязательно вернется в те места.

Я не запомнила имена всех, кто выходил на сцену. Да простят меня эти люди. На сцену не поднимался только один человек – отец Василий, настоятель храма Сергия Радонежского на Ходынке — в память погибших авиаторов, где проходила презентация. Его усилиями построили в 2014 году эту церковь.

Когда заканчивалась презентация, он пришел перед службой в зал и сказал возле сцены несколько слов. И они тоже оказались «для всех». Он говорил о солдатах, боли, подвиге и о смысле поиска и значении книги: «Это ваша сегодняшняя проповедь людям»…

Фото – Ирина Смирнова, Сергей Хрущев, Вячеслав Лоев, БФ «Солдатский храм», ИД Академии им. Н.Е. Жуковского.

 

 

 

                                       

 

(90)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.