Ходынка и история авиации

Популярности Ходынки (название получено от протекающей здесь речки Ходынь или Ходынки, ныне скрытой в подземных трубах) способствовало созданное в 1909г. по инициативе Н.Е. Жуковского Московское общество воздухоплавания.

Первые полёты на Ходынском поле совершил русский лётчик С.М. Уточкин на «Фармане-1У» 2-6 мая 1910г., что можно считать днём рождения Ходынки как аэродрома. Именно эти полёты позвали многих наших земляков, наблюдавших их, в небо. С этого аэродрома в октябре 1910г. совершил первые полеты над Москвой - до деревни Черёмушки и обратно лётчик М.Н. Ефимов. В 1911г. Московским обществом воздухоплавания на Ходынке была организована школа воздухоплавания, которая получила известность не только в России, но и за рубежом. Аэродром становится не только школой подготовки пилотов, но и местом паломничества любителей авиации. В газете «К спорту» от 23 марта 1912г. отмечалось: «Московское общество воздухоплавания обладает одним из лучших аэродромов не только в России, но и за границей. Огромное ровное поле, близость города, удобство сообщений - всё это делает его незаменимым для использования авиацией».

В разные годы эту школу прошли известные лётчики Б.К. Веллинг, М.М. Громов, С.В. Гулевич, А.В. Квасников, А.М. Черёмухин, А.М. Шестерников, первая лётчица России Е. Самсонова. Кроме авиашколы Московского общества воздухоплавания на Ходынском поле размещалась частная авиационная школа «Орёл».

20 июля 1913 г. на Ходынке впервые отмечался праздник русской авиации - в Ильин день: после молебна летчик Б.А. Наугольников демонстрировал полеты на учебном самолете.

В мае 1914 г. известный французский летчик, «Зачинатель» высшего пилотажа, А.Пегу демонстрировал своё искусство на Ходынском поле.

17 Мая 1914 г. Московское общество воздухоплавания устроило публичное заседание, на котором чествовало А. Пегу и прибывшего накануне в Москву первого в мире исполнителя «мертвой петли», выдающегося русского военного летчика, основоположника в нашей стране высшего пилотажа Петра Николаевича Нестерова.

После октября 1917 г. развитие авиации в стране получило мощное ускорение. Только в 1918-1919 гг. Советом труда и Обороны было принято более 100 постановлений по вопросам развития авиации и подготовки отечественных кадров для нее. Уже 1 мая 1918 г. на Ходынском поле состоялся первый первомайский парад войск Красной Армии с участием авиации. В 1918 г. на Ходынке была организована «Летучая испытательная лаборатория», в которой проводились научные исследования и эксперименты. В 1941 г. для этих целей был создан Летно-испытательный институт (далее - ЛИИ).

В 1919 г. Законодательный совет России постановил передать Ходынское поле в исключительное пользование Воздушному Флоту.

В 1920 г. на Ходынском поле создается Научно-опытный аэродром ВВС с экспериментальной базой и помещениями для сотрудников в расположенном по соседству Петровском дворце. В 1926 г. он был преобразован в НИИ ВВС.

В 1921 г. было принято решение о создании на Ходынском поле Центрального аэродрома, которому в 1926 г. присваивается имя М.В.Фрунзе.

8 июля 1922 г. на Центральном аэродроме были проведены первые в СССР опыты по опрыскиванию растений химикатами с самолета, что в дальнейшем нашло широкое применение в сельском хозяйстве.

С 1923 г. начались регулярные пассажирские рейсы, все линии из Москвы начинались с Ходынки. Особенно после постройки бетонированных взлетно-посадочных полос. В ноябре 1931г. на Центральном аэродроме открывается первый в стране аэропорт (аэровокзал), в то время один из самых больших в мире (отсюда название станции метро «Аэропорт», открытой в 1938 г.).

Вместе со строительством Ходынского аэродрома разворачивалось здесь и строительство отечественных самолетов. Начало истории первого московского авиационного завода связано с фабрикой велосипедов, мотоциклов и дрезин акционерного общества «ДУКС», основанного в 1893 г. В 1908 г. этот завод изготовил первые в России аэросани. В 1909 г. он начал производство самолетов (разведчики и истребители французских моделей). В первую мировую войну завод стал одним из основных поставщиков самолетов в России. За период с 1910-1917 гг. было построено свыше 1700 самолетов. К январю 1917 г. на заводе работало 1880 рабочих.

12 августа 1910 г. на Ходынке был осуществлен первый полет первого отечественного дирижабля военного предназначения производства завода «ДУКС» - «Кречет». Дальнейшая история завода связана с развитием опытного строительства и налаживанием крупносерийного производства самолетов. В годы Великой Отечественной войны завод строил легендарные штурмовики ИЛ-2 выпустив их около 9000 штук. С Ходынского аэродрома они улетали прямо на фронт. На аэродроме и невдалеке от него располагались опытные конструкторские бюро. На нем испытывались самолеты А.Н. Туполева Н.Н. Поликарпова, С.В. Илюшина и др.

В июне 1931 г. на Центральном аэродроме состоялся смотр авиационной техники в присутствии И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и других членов Правительства. Пояснения высоким гостям по новому истребителю И-5 давал заключенный особого конструкторского бюро организованного в Бутырской тюрьме Н.Н. Поликарпов. Ему смертный приговор был заменен на 10 лет лагерей, а после успешных испытаний самолета И-5 В.П. Чкаловым и А.Ф. Анисимовым и запуска его в серию в сентябре 1931 г. Н.Н. Поликарпов был амнистирован.

В 1933 г. на Ходынке состоялся первый воздушный парад. В 1937 г. с аэродрома под командованием М.В, Водопьянова поднялся отряд тяжелых воздушных кораблей в составе четырех ТБ-3 и двух Р-6 . Самолёт Р-6 совершил впервые в мире посадку на Северном полюсе и доставил туда экспедицию Северный полюс-1 (СП-1).

С Ходынским аэродромом связан рекордный (18800 м) подъём стратостата «СССР-1».

С Центрального аэродрома взлетали все новые самолёты отечественных конструкций, отсюда прокладывались трасса рекордных дальних перелётов.
В годы Великой Отечественной войны Центральный аэродром Москвы стал практически фронтовым. С его поля наши самолёты произвели десятки тысяч боевых вылетов, оно стало одним из центральных мест осуществления противовоздушной обороны Столицы. Первый массированный налет вражеской авиации на Москву был совершен 22 июля 1941 г. в котором участвовало более 200 бомбардировщиков Ю-88, Хе-313, До-215. Летчики истребители 1го- авиационного корпуса ПВО произвели 178 самолето-вылетов, провели 26 воздушных боев, сбили 20 фашистских самолетов. К Москве смогли прорваться только 20 самолетов. Всего с 22 июля по 20 декабря 1941 г. фашистская авиация произвела на Москву 8278 самолето-вылетов, к столице прорвалось только 207 самолетов. Над Москвой и подступах к ней было уничтожено 1932 самолета, из них авиацией было сбито 1392.

В годы войны Ходынка обеспечивала связь с союзниками по антигитлеровской коалиции. 30 июня 1941 г. здесь совершил посадку самолет личного представителя президента США. 28 сентября в Москву прибыла совместная англо- американская миссия во главе с А. Гарриманом и лордом В. Бивербуком. Отсюда в мае 1942 г. вылетел экипаж Э.К. Пусэпа в Вашингтон с правительственной делегацией, возглавляемой В.М. Молотовым. В августе 1942 г. и октябре 1944 г. на Ходынке приземлялся самолет премьер-министра Великобритании У. Черчилля. На аэродроме постоянно находились самолеты военных миссий США, Англии, Франции. На Ходынке бывали летчики сражавшихся на советско-германском фронте авиационных частей союзных армий: французского авиаполка «Нормандия-Неман», 1-го чехословацкого истребительного авиаполка, авиационных полков Войска Польского.

В первый день окончания Великой Отечественной войны ранним утром Ходынка приняла исторический акт о безоговорочной капитуляции Германии. Его на самолете Ли-2 доставил подполковник А.И. Семенков. А немного позже сюда лётчиком М.Жилкиным было доставлено Знамя Победы, водружавшееся над поверженным Рейхстагом.

В послевоенный период Ходынское поле приобретет все новую значимость. В 1960-1965 гг. на прилегающей к Ленинградскому проспекту территории построен городской аэровокзал - крупнейший в стране центр воздушных сообщений, обеспечивающий доставку авиапассажиров во все подмосковные аэропорты. Он активно используется в качестве испытательной базы Московского авиационного завода; в 1971 г. отсюда стартовал в первый полет транспортный самолет Ил-76, в 1976 г. - пассажирский широк о фюзеляжный самолет Ил-86, а позже и Ил-96-300.

С образованием Северного Административного Округа в рамках этой административно-территориальной единицы образовался большой комплекс предприятий и учреждений, выполняющих сходные задачи и прежде всего это относится к авиационно-космической отрасли.

Именно здесь на Ходынском поле и территориях прилегающих к нему находятся ОКБ им. П.О. Сухого, им. С.В. Илюшина, А.С. Яковлева, А.И. Микояна, НИИ авиационных систем, НИИ гражданской авиации, Институт авиационной и космической медицины, авиационный завод им. Воронина, Управление воздушными авиалиниями, Федеральная авиационная служба, Управление «Российские Международные линии «Аэрофлот», Российский авиационно-технический университет (бывшая академия имени Н.Е. Жуковского), Московский авиационный институт и др.

В каждом этапе Ходынка является центром и символом развития авиакосмической отрасли, и непосредственно воздействуя на научно- технический прогресс многих других отраслей народного хозяйства, а также служа важным инструментом подъема экономики России.

Даже беглое знакомство с «заслугами» Ходынского поля показывает историчность событий на нем происходивших, а также героизм людей, которые участвовали в этих событиях. Практически на всех этапах создания и развития авиации Ходынка была на переднем крае. Применительно к ней все время слышится: впервые, первый эксперимент, первый полет, первый летательный аппарат, первый летчик, первая организация, рекорд, произошло событие значимое для авиации, Москвы, России, а зачастую и для всего человечества.

Естественно, что люди, участвовавшие в этих событиях, ежечасно проявляли героизм и для достижения целей не жалели труда и даже своей жизни.

Все происходящее на Ходынском поле становится достоянием широкой авиационной общественности, населения Москвы и гостей Столицы. Этому способствуют показы авиационной техники на земле и воздухе, выставки, воздушные и наземные парады и др.

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что Ходынское поле является историко-героическим авиационным центром и фактически стало заповедным местом России.

В целях сохранения авиационного наследия в 1991 г. авиационной общественностью был создан Фонд «Национальный музей авиации и космонавтики». В этом же году для расширения пропаганды достижений отечественной науки и техники в области авиации и космонавтики и как первый этап создания музея, Фондом образована постоянно действующая Авиационная выставка «Ходынское поле». Здесь к настоящему времени сосредоточены более 60 натурных образцов летательных аппаратов.

В 1990 году образовано ЗАО «Аэропорт «Центральный», а в 2001 г. - ООО «Авиапарк», которым территория Центрального аэродрома передана в аренду для создания здесь Центра авиации и спорта. Одним из центральных объектов при этом должен стать Национальный музей авиации и космонавтики.

 

Home О ХОДЫНКЕ