Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Уточкин Сергей Исаевич

 Сергей Исаевич Уточкин в 1910-1913 годах был, пожалуй, самым популярным летчиком-спортсменом в России.

 В августе 1910 года он испытывал самолёты на заводе «Дукс» в Москве, потом все-таки достроил свой самолёт-биплан по типу «Фармана», на котором совершил полёты над Одессой и морем. В 1910-1911 годах Уточкин первым демонстрировал полёт самолёта во многих городах России и за рубежом. Его полёты наблюдали видные впоследствии авиаконструкторы и лётчики: Петр Нестеров (в Тифлисе), Владимир Климов (в Москве), Николай Поликарпов (в Орле), Александр Микулин (в Киеве), Павел Сухой (в Гомеле), Сергей Королёв (в Нежине), Сергей Ильюшин и другие. На своем «Фармане» Уточкин облетел всю Центральную Россию, устанавливая рекорды и в дальности, и в высоте, и в продолжительности. За точность планирующего приземления на Ходынском поле он получил серебряный кубок из рук самого Жуковского. Тысячи людей шли посмотреть на чудо века — аэроплан, восхищались мастерством и мужеством отечественных пилотов, радовались их успехам, горько переживали неудачи, падения. Публичные полеты были всенародными праздниками.

 В июле 1911 года состоялся первый в России дальний перелет Санкт-Петербург — Москва. Естественно, Уточкин был его участником. Перелет, вызвавший поначалу всеобщий восторг, стал сущей авантюрой. Здравомыслящие люди считали эту дистанцию крайне трудной, а в плохую погоду просто непреодолимой. В день старта, 10 июля, задул шквальный ветер, и пошел дождь, авиаторы отказывались взлетать в небо. Но Уточкин заявил, что полетит хоть один, во что бы то ни стало. Он горел от нетерпения, и когда на Комендантском аэродроме был дан старт, он крикнул провожающим: «Еду чай пить в Москву. Прощайте!», первым сорвался с места и взвился в облака. Вслед за ним все участники подняли свои аппараты.

 Один из первых отечественных авиаторов любил спорт и был очень многосторонним человеком и талантливым спортсменом — фехтовальщиком, пловцом, боксером, вело-, мото- и автогонщиком, яхтсменом, футболистом. Его заслуга в популяризации авиации в России в 1910-1914 годы по-настоящему велика. В это время Уточкин совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах империи.

 Сергей Исаевич Уточкин родился в Одессе 12 июля 1876 года в купеческой семье.

До 15 лет Сергей обучался в коммерческом училище Святого Павла в Одессе, после чего оставил учебу, ради занятий спортом, который и принес ему всероссийскую известность. В опубликованном в 1913 году автобиографическом очерке под названием «Моя исповедь» Сергей Исаевич Уточкин писал, что успешно занимался 15 видами спорта. Не обладая какими-то выдающимися природными данными, Уточкин сумел добиться успехов в спорте благодаря силе воли и большому трудолюбию. Так он становился чемпионом Одессы в соревнованиях по фехтованию, теннису, конькобежному спорту, гребле, боксу, плаванию и борьбе. Самостоятельно занимался постройкой яхты и затем побеждал на ней в парусных регатах. Он даже успел опуститься на дно моря в водолазном костюме. Помимо этого Сергей Уточкин стал одним из первых в стране футболистов, выступая за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол в Российской империи культивировался главным образом среди иностранцев, однако Сергей Уточкин сломал эту традицию, основав в Одессе сразу два футбольных клуба, в одном из них он был избран капитаном. Также Уточкин одним из первых в стране освоил роликовые коньки. Будущий авиатор совершал прыжки с парашютом, занимался джиу-джитсу, в дальнейшем стал известным велогонщиком, водил автомобиль и мотоцикл.

(31)