Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Кудрин Борис Николаевич (1898-1977)

Кудрин Борис Николаевич

(1898-1977)

 Старейший русский лётчик-испытатель, участник двух мировых войн, Борис Николаевич Кудрин родился 11(23) января 1898 года в Тамбове. В 1904 году его семья переехала в Москву, где его отец, Николай Иванович Кудрин, поселившись в Брюсовом переулке, поступил в качестве режиссёра в частную оперу Сергея Ивановича Зимина.

В Москве Борис Николаевич кончил гимназию, институт иностранных языков, в 1915 году – курсы переводчиков факультета особого назначения Московского государственного университета.

В 1916 году окончил Николаевское военно-инженерное училище, выдержав экзамен на чин прапорщика, затем – теоретические курсы Н.Е. Жуковского при Императорском Московском техническом училище, 15 марта 1917 года – Гатчинскую военную авиашколу, откуда был отправлен на фронт в качестве военного лётчика.

В 1917 году прапорщик Кудрин принимал участие в Первой мировой войне в качестве военного лётчика. С февраля 1918 года – в Красной Армии, был красвоенлётом, затем командовал 14-м истребительным отрядом. В 1918 — 1919 гг. служил начальником Vгруппы – отделения истребительных машин (Ньюпоры) Московской военной авиационной школы на Ходынском поле.[На снимке: начальник отделения и инструктор военлёт Кудрин у аппарата Ньюпор].

В 1919 — 1920 годах воевал на Западном и Южном фронтах, участвовал в освобождении Закавказья от иностранных интервентов.

В 1922 —1925 – лётчик-инструктор Серпуховской высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. Поднял в небо (19.09.1924) и провёл испытания планера БИЧ-2, участвовал в испытаниях самолёта БИЧ-3 (1926). В 1925 —1926 – начальник лётной части Борисоглебской ВАШЛ. В 1926-1927 служил в строевых частях ВВС. С 1927 – в резерве.

В 1927 —1932 работал пилотом в ГВФ.

С 1932 по октябрь 1936 – лётчик-испытатель КБ Харьковского авиационного института. Поднял в небо и провёл испытания самолётов «Омега» (1932), ХАИ-1 (8.10.1932), ХАИ-4 (лето 1934), УПБ (11.05.1935), АНТ-26 в планерном варианте (7.05.1935), ХАИ-6 (15.06.1935). В октябре 1936 года уволен в запас.

По свидетельству родных и близких, Борис Николаевич никогда не скрывал своей веры. Именно приверженность Православию стала в октябре 1936 года причиной его отказа от дальнейшего продвижения по служебной лестнице и увольнения в запас в звании старшего лейтенанта.

С октября 1936 года работал лётчиком-испытателем авиазавода № 22 (Москва). Провёл испытания самолётов «С» (лето 1939 г.) и СПБ (18.02.1940 г.). Испытывал серийные ТБ-3(1936 — 1938 гг.), СБ(1936 — 1941 гг.), Ар-2(1941 г.), Пе-2(1941 г.) и их модификации.

В 1940 году Борису Николаевичу присвоено звание «Лётчик-испытатель 1-го класса».

С 1941 по 1945 – начальник военного аэродрома авиазавода № 293 в городе Химки Московской области. Провёл испытания БИ-1 в планерном варианте (сентябрь-октябрь 1941), БИ-2 (январь-март 1945).

С 1945 по февраль 1952 – лётчик-испытатель, заместитель начальника ЛИС авиазавода № 51. Испытывал ЖРД и крылатые ракеты конструкции В.Н. Челомея.

Жил в Москве. Умер 9 ноября 1977 года. Похоронен в селе Полушкино Одинцовского района Московской области.

 

Текст краткой биографии Бориса Николаевича Кудрина, принадлежащий перу Андрея Симонова, размещён в Википедии, по адресу:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кудрин,_Борис_Николаевич

(88)