Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Россинский Борис Иллиодорович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из первых российских пилотов, лётчик-испытатель, изобретатель. Заслуженный пилот-авиатор СССР.

Родился 27.4(9.5).1884 в Москве  в доме по Девкину пер. (сейчас это Бауманская улица, д. 22).

   Был крещен в Богоявленской церкви на Елоховке. Восприемники: Статский советник — Давид Иванович Хлудов, Коллежского асессора Гайдукова жена Анна Александровна. Священник — Иоан Березкин.

Обучался в Императорском Московском техническом училище, был активным членом Воздухоплавательного кружка, созданного Н. Е. Жуковским.

С 1908 года под руководством H.E.Жуковского занимался планеризмом.

29 ноября 1909 года Россинский на глазах специальной комиссии перелетел Клязьму на бамбуковом планере собственной конструкции.

 В том же году с целью изучить конструкции аэропланов и их моторов Борис Россинский по настоянию Жуковского едет в Париж. Здесь он научился не только налаживать и устанавливать моторы, но и пилотировать самолет.

Через некоторое время русского авиатора хорошо знала вся Франция: о нем писали в парижских газетах, его успехи

отмечали Блерио, Дюмон, Фарман. На прощание Блерио подарил ему самолет своей конструкции — «Блерио-XI»

 С  1910 года начал систематически осуществлять полеты на самолетах, пропагандируя успехи авиации.

 В ноябре 1911 года он получил диплом пилота-авиатора (диплом ИВАК №69 от 26.11.1911 г.). После этого работал инструктором Московской школы авиации.

С 1912 года — летчик-испытатель российского авиационного завода «Дукс» (ныне Производственный центр им. П.А.Воронина ВПК «МАПО «МИГ»). Со стапелей завода тогда сходили в основном самолеты зарубежных конструкций: «Фарманы», «Мораны», «Ньюпоры» и другие. Россинский поднял на крыло более полутора тысяч таких машин.

 21 июля 1913 года Б.И. Россинский совершил перелет с Ходынского поля в Царицыно и обратно на самолете «Ньюпор». На высоте около 400 метров он полетел по направлению к Храму Христа Спасителя. Здесь Б. Россинский бросил парашют с грузом – письмо на имя Игнатьева, живущего у Пречистенских ворот. Затем поднявшись более чем на 1000 метров к Курскому вокзалу и оттуда к Царицыно. Бросив парашют с приветом царицынцам и своей визитной карточкой, Б.И. Россинсикий, не спускаясь, повернул обратно и вернулся на аэродром. Перелет продолжался около получаса. Скорость была не менее 100 верст в час.

 После октября 1917 года Россинский, продолжавший работать испытателем на заводе «Дукс», был избран председателем Военно-Революционного комитета по авиации (до замены его Управлением ВВС Красной Армии). Он был начальником «Летучей лаборатории», научно-исследовательской работой которой руководил Н.Е.Жуковский. Лаборатория внесла большой вклад в повышение безопасности полетов и улучшение боевых и летных качеств самолетов.

 1 мая 1918 года, во время воздушного парада на Московском аэродроме, Россинский, демонстрируя чудеса высшего пилотажа, сделал восемнадцать «мертвых петель».

 В конце лета 1919 года Б.И. Россинский отправился добровольцем на фронт. С 10 августа 1919 по 19 сентября 1919 служил в отряде особого назначения сформированного против генерала К.К. Мамантова. Летал на истребителе Ньюпор-XXIV.

 4 апреля 1920 года Б.И. Россинский совершает перелет на самолете «Сопвич» с мотором 120 л.с. по маршруту Москва-Нижний Новгород-Казань-Самара и обратно. Мотор был заправлен смесью Россинского. Во время этого перелета, была остановка в Нижнем Новгороде, где Б. Россинский знакомится с В.П. Чкаловым, работающим тогда слесарем 4-го авиаотряда.

 С 1937 по 1941 Б.И. Россинский занимается Агитационной деятельность по строительству Воздушного флота. На именном самолете У-2 он облетел с выступлениями всю Россию.

 С 1937 по 1941 Б.И. Россинский занимается Агитационной деятельность по строительству Воздушного флота. На именном самолете У-2 он облетел с выступлениями всю Россию.

 В 1937 году Россинский был удостоен звания «почётный пионер города-курорта Сочи» — после того, как во время показательных полётов над горой Ахун выполнил несколько петель Нестерова.

 Когда началась Великая Отечественная война,

Б.И. Россинскому уже исполнилось 57 лет. Его прикомандировали к авиационному отряду особо­го назначения, но на фронте Борис Иллиодорович не был.

 С 11 ноября 1934 года — Персональный пенсионер СССР.

К своему 50-летию «дедушка русской авиации» получил в подарок от государства самолет По-2, на котором он летал по всей стране, выступая с лекциями и устраивая показательные выступления. Вел большую пропагандистскую работу среди молодежи по линии Осоавиахим (ДОСААФ).

Во время Великой Отечественной войны был преподавателем.

Скончался Б.И. Россинский 23 марта 1977 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №8.

 

(94)